Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква Ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква Ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонетико-фонематических представлений
«Звук и буква Ы».


Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком и буквой Ы;
— научить характеризовать звук Ы по акустическим и артикуляционным признакам;
— формировать умение проводить анализ звукового ряда, выделять первый звук, второй, третий.
— формировать навык определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику;
— развитие дыхания и голоса.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала, мультимедийная презентация, наборы с цветными фишками для выкладывания звуковой схемы, счетные палочки и верёвочка для выкладывания буквы. Магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по беззвучной артикуляции. Ответивший ребёнок садится на место.
- Что такое звук?
2.Коррекционно-развивающий этап.
Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назовите его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали? Мы познакомимся сегодня со звуком «Ы». Познакомить с характеристикой звука, его символом.
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором и индивидуально.
- Какой звук «Ы»?
Вывод: звук «Ы» - гласный.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ЫМ и МЫ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети указывают, какая из схем к какому слову подходит.
5.Упражнение «Где звук «Ы»?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по картинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких таких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
Все на свете рыбаки
Очень любят букву Ы.
Без Ы не будет рыбы,
За это Ы спасибо.
11.Упражнения с грецким орехом : 2—3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.
- С каким звуком (буквой) мы сегодня познакомились?
-Вспомните слова со звуком «Ы», которые мы произносили на занятии.
Оценка деятельности детей.

Учитель-логопед: Французова В.А.