Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

методы и приёмы развития основ культуры речи у дошкольников.

методы и приёмы развития основ культуры речи у дошкольников.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь».

Что же означает термин «хорошая речь» применительно к дошкольникам?

Общая за­дача развития культуры речи состоит из ряда специальных, частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение, закрепление и активизация словаря,
  • совершенствование грамматической правильности речи,
  • формирование разговорной (диалогической) речи,
  • развитие связ­ной речи,
  • воспитание интереса к художественному слову,
  • подго­товка к обучению грамоте.

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечи­вают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изоб­разительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас­сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, Поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

            Используя данные методы, работу по воспитанию культуры речи лучше использовать в двух направлениях: с детьми и с родителями.

 С детьми рекомендую использовать следующие формы работы: НОД, КВН, литературные викторины, проекты, встречи с интересными людьми, игры-драматизации, словесные игры, сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу и чтение художественной литературы, целевые прогулки, например, в библиотеку, школу; самостоятельную деятельность детей.

Во время НОД хорошо использовать такие методы:

- проблемные ситуации (например, из нашей речи исчезли все гласные звуки… Что произойдёт в этом случае?);

- применение заданий в виде дидактических игр и упражнений. Например, при формировании связной речи  использование игры «Магазин игрушек», в которой ребенок должен описать ту или иную игрушку. Аналогично проводится игра «Овощной магазин» и т.п.;

- использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникативные средства: компьютер, интернет, магнитофон, фотоаппарат;

- здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, рефлексия).

-игровая деятельность в дошкольном возрасте  является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях. Игры-драматизации развивают диалогическую речь детей. Сюжетно-ролевая игра является одной из форм деятельности, наиболее адекватной детскому возрасту.

- чтение художественной литературы: формированию речевой культуры способствует художественное слово, а именно чтение художественной литературы, чтение сказок.

С родителями: Конечно, без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по речевому развитию детей.  Хорошо использовать  как традиционные, так и инновационные формы работы, например:

  • использование игротеки речевых игр, которые можно организовать в домашних условиях. «Только весёлые слова», « Волшебная цепочка», « Подбери слово», « Слова мячики» и другие.
  •  информационные уголки для родителей: «Как сделать речь ребёнка грамотной», «Как лучше учить стихи», «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления с книгой» и др. матермалы.
  • день открытых дверей.
  • мастер-классы.
  • консультации.

            Рекомендую для использования в  работе следующие игры на формирование речевой культуры:

            Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

            Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

            Игры на развитие грамматического строя речи:

«Приготовим сок»  Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

            Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

            Игра на обогащение словаря ребёнка:

«Доскажи словечко».  Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т.п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

            Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...».

«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки».

            Комплексная работа педагогов и родителей поможет воспитать у детей грамотную, культурную речь, что поможет им плавно перейти во взрослую жизнь.

Автор: Французова