Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

мастер-класс для воспитателей "Культура речевого общения"

мастер-класс для воспитателей "Культура речевого общения"

Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры
В. А. Сухомлинский

 

Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим о культуре речи. Согласитесь, что в последнее время  речь современного человека становится скудной, невыразительной, торопливой, видимо, в связи с появлением в мире новых технологий. Теперь можно и рта не раскрывать, но при этом обмениваться  информацией с помощью компьютера, телефона, айпада, айфона.

         Но согласитесь, что вместе с речью развивается и ум, и психика, и зря мы спокойно пускаем это на самотёк.

         Культуре речи и этикету общения придаётся огромное значение в деловом мире. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих.

         Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

         Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса:

- КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

- КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО.

         Когда мы говорим о ПРАВИЛЬНОЙ речи, мы имеем в виду КАЧЕСТВА РЕЧИ.

         КАЧЕСТВА РЕЧИ – свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

        

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

 

Компоненты красивой речи:

- правильность,

- богатство,

- чистота,

- логичность,

- точность,

- выразительность,

- уместность.

 

Практикум

 

Организация.    Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести мастер-класс в соревновательной форме между командами.

Правильность речи

Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка: произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса. Правильность - это главное коммуникативное качество речи.

Задание 1.Знатоки правильной речи

Каждой команде предлагается опросный лист (Приложение 1 и 2), дается время для ответов, подводятся итоги.

 

Правильность постановки ударений можно проверить в Толковом словаре или в Словаре ударений (Приложение 6).

 

Для запоминания постановки ударения в словах можно использовать стихи. (Приложение 3).

 

Задание 2. Исправьте ошибки.

 

Познакомьтесь с приказом

Я одену пальто

Нет носок

Потерялся туфель

Играет значение

Имеет роль

Платье без плечей

Пирожки с повидлой

 

Задание 3. Путешествие по России (уточнение знаний названий жителей разных городов).

Я приглашаю вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и узнаем, как зовут их жителей.

Отправная точка – Москва! Здесь живут … (москвичи).

Первую остановку сделаем в Торжке. Здесь родилась муза Пушкина – его «гений чистой красоты» Анна Керн. Как же называются жители этого города? Если не знаете, ни за что не догадаетесь! Новоторы! Дело в том, что древнее название города Новый Торг.

Едем дальше! Старая Русса… Звучит красиво… Кто здесь живёт? Староруссцы, как, например, полагал знаток русского языка Лев Успенский? Или старорусы, что подсказывает логика языка? Не то и не другое! Жители древнего города называют себя рушанами!

Проезжаем Псков. Не задумываясь, скажем, что здесь живут … (псковитяне). Но сами жители славного города называют себя «псковичи» с ударением на последний слог! Допустимо и то и другое название!

Ну а теперь далеко‑далеко – туда, где Пётр I когда‑то лично своею царскою рукой спускал на воду корабли и закладывал монастыри – в Архангельск! Только не называйте здешних жителей архангелами или архангельцами! Они – архангелогородцы!

Изменим направление с севера на юг! В Туле живут … (туляки и тулячки). В Липецке – … (липчане и липчанки). В Курске – … (куряне и курянки).

А вот и город Воронеж. Здесь рождаются и радуются жизни … (воронежцы) и… И не ищите названия для прекрасной половины жителей Воронежа! Потому что его просто нет! Не существует! Для того чтобы рассказать о воронежских красавицах, придётся прибегнуть к описательной манере – жительницы Воронежа!

Ещё сложнее с жителями Гусь‑Хрустального. Есть варианты? Даже два: гусевцы и гусяки. Второе название, правда, разговорное.

Не очень повезло, на мой взгляд, жителям Кривого Рога. Криворожане и криворожцы оба варианта допустимы, но не слишком благозвучны.

А знаете ли вы, как называть жителей Камчатки? Только не пытайтесь с помощью привычных суффиксов образовать правильное название. Камчадалы! Разве можно было догадаться?

Наше виртуальное путешествие закончилось. Путешествуя по огромной России, вы можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь, как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно узнать в Словаре названий жителей.

Богатство речи

Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций.

Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

А каким должен быть словарный запас одного человека?

Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов.

А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых "Двенадцати стульях" высмеяли Эллочку-"людоедку", которая обходилась всего тридцатью словами.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

Хамите.Хо-хо! Знаменито. Мрачный. Мрак. Жуть. Парниша. Не учите меня жить.

Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса.

Разминка.

  • Назовите прилагательные для обозначения чего-либо небольшого в речи.

(Небольшой, маленький, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый, чуточный.)

  • Русский язык богат и глаголами-синонимами. Назовите глаголы, которые объединяются общим значением "испытывать страх".

(Бояться, опасаться, страшиться, робеть, трепетать, трусить, пугаться.)

Задание 1.

1-я команда

2-я команда

Заменить слово «ПРИКОЛЬНО» словами-синонимами.

(Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)

Заменить слово «БЕСИТЬ»

словами-синонимами.

(Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.)

Разминка. Найти ошибку и исправить.

Добрый мир лучше худой ссоры.

Валит со здоровой головы на больную.

Нашла коза на  камень.

Не зная броду, не суйся  в моду.

В здоровом теле здоровый пух.

Купить кита в мешке.

 

Задание 2.Восстановите пословицы

1-я команда

2-я команда

Восстановите вторую часть пословиц.

1.            Любишь кататься…

2.            Не гони коня кнутом…

3.            Без дела жить…

4.            Не пеняй на соседа…

5.            Раз соврал…

6. Кто за Родину горой…

7. Не учи орла летать…

8. Где птица не летает…

Для справки.

А соловья петь; а гони овсом; а свое гнездо знает; тот истинный герой;  навек лгуном стал; люби и саночки возить;  только небо коптить; коли спишь до обеда.

Восстановите начало пословицы.

1.          … от того и наберешься.

2.           … так и откликнется.

3. … лучше новых двух.

4. … один раз отрежь.

5. … а имей сто друзей.

6. … а неученье – тьма.

7. … пригодится воды напиться.

8. … да удал.

Для справки.

Не имей сто рублей; Как аукнется; Семь раз отмерь; Ростом мал; Старый друг; С кем поведешься; Ученье – свет; Не плюй в колодец.

Чистота речи

Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер.

На мастер-классе оглашаются результаты анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» (Приложение 4).

 

Задание 1. Слова-паразиты.

Педагогам предлагается поразмышлять над возможными причинами появления и употребления слов-паразитов и способами борьбы с ними.

Причины возникновения слов-паразитов

  • Бедность словарного запаса.
  • Желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос.
  • Иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова.
  • Бывает, что перед публичным выступлением человек нервничает, его эмоциональное состояние нестабильное, проще говоря, он находится в состоянии стресса, и чтоб собраться с мыслями, выиграть время, он начинает употреблять различные слова-паразиты.
  • Боязнь пауз.

 

Задание 2. Жаргонные слова.

1-я команда

2-я команда

Определить по жаргонным словам, к какой социальной среде они относятся

Шмотки, дискач, клубешник, база, предки, чикса, чувак, потрещать, отпадный, уматово, прёт.

(Молодежный сленг)

Пара, шпора, классуха, контроха, домашка, ботан, историчка, физра.

(Школьный сленг)

Труден и своеобразен компьютерный сленг, используемый у программистов и пользователей Интернет. Давайте вместе попробуем разобраться.

«винда» - операционная система Windows

«дрова» - драйвера

«сервак» - сервер

«клава» - клавиатура

«проги» - программы

«юзер» - пользователь

«хакер» - взломщик программ

«джобать» - работать

«заглючил» - перестал работать

 

Задание 3. Заимствованные слова

В настоящее время заимствованные слова (особенно из английского языка) являются неотъемлемой частью нашей речи. Всё чаще появляются люди, употребляющие иностранные слова для  того, чтобы утвердиться в собственной значимости. Иногда эти слова используются неверно.

 

1-я команда

2-я команда

Объяснить значение иностранных слов

дежавю

комильфо

Пояснение.

ДЕЖАВЮ́ (фр.) -  психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.
КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон.

Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.

Пить шампанское утром - не комильфо.

Фужер шампанского за праздничным столом – комильфо.

Вывод. Использование заимствованных слов уместно, если говорящий точно знает значение этих слов.

 

Точность речи

 

Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.

Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

"Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения... В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Людей нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались... Перехожу к спорту".

Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики, а иногда к грубости, ссоре.

 

Задание. Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее.

 

1-я команда

2-я команда

(на катере) - Вы на следующей пристани ...?

(Сходите.)

(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ...?

(Выходите.)

Пояснение. Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите?» Однако допустим и вопрос «Вы сходите на следующей остановке?» поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким курьёзам, которые мы вам сейчас продемонстрируем.

Сценка «В автобусе»

- Вы на следующей остановке сходите?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: "Вы на следующей остановке слезаете?"

- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: "Вы на следующей остановке выходите?"

- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: "Вы встаете?"

- Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? "

- Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

 

 

Выразительность речи

Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

Разминка. Прочтите скороговорки, пословицы, меняя темп голоса (шепотом, тихо, громко, умеренным голосом).

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

 

 

Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

1-я команда

2-я команда

Всякому овощу свое время.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Задание 2.Произнести фразу с разными интонациями.

1-я команда

2-я команда

«Здравствуйте!»

Официально

С восторгом

«Это я!»

Таинственно

Виновато

«Умница! Молодец!»

Иронично

Огорченно

«Вы поняли меня?»

С угрозой

Сухо

«До встречи!»

Нежно

Кокетливо

 

 

Подведение итогов. Всем понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.

 

 

 

 

Анкетирование педагогов «Оценка мастер-класса»

 

Спасибо всем за нашу встречу,

Прошу оценить качество проведенного мастер-класса, заполнив анкету (Приложение 7).